Logo of NIGHT RAVEN home page www.slava.khersoncity.com
> Начало
> Веб-дизайн
> Ссылки
> Фотографии
> Приколы
> Публикации
> Путешествия
> Музыка
> Видеоклипы
> Фильмы
> Download
> Автостоп
> Натуризм
> Энц. словарь
> Проекты
> Сертификаты
> Блог
> Гостевая
Херсонский ТОП
Крым
Северный Кипр недвижимость. Купи себе место под Солнцем!

Рок и Бог

Рок и Бог. Рок-музыка ставит перед молодежью вопросы, церковь на них отвечает

Православный священник читает проповеди в молодежных клубах

ГЕРМАН ПЕТЕЛИН

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил настоятеля одного из столичных храмов иеромонаха Сергия (Рыбко) премией "Обретенное поколение" за миссионерскую работу среди хиппи, рокеров и панков. Неформальную молодежь на путь истинный священник наставляет, читая проповеди в рок-клубах. А в программу занятий в детской воскресной школе при храме, где служит, он даже включил курс игры на гитаре.

В юности будущий иеромонах Сергий хипповал, однажды автостопом добрался до Рижского взморья, где московская "система" (так называли себя столичные хиппи) проводила свой слет. На дворе стояли застойные 70-е. Вся страна строила коммунизм, а эти волосатые парни строить ничего не хотели, тусовались на съемных квартирах и спорили о смысле жизни. Так же, впрочем, как и молодежь, тянувшаяся к церкви. Евангелие и записи "Пинк Флойд" многим тогда казались равноценными вещами. О тех временах о. Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, вспоминает с легкой иронией: "Мы тогда пытались плыть против течения, против лицемерия совка – и попали в струю..."

Стремления плыть против течения не хватает, по его мнению, сегодняшним молодым.

С баскетбольной площадки, расположенной неподалеку от церкви, доносятся попсовые ритмы и крики подростков. Батюшка недовольно морщится.

"Не люблю попсу. Я апологет контркультуры, в том числе музыкальной. Составители антироковых брошюр утверждают, будто битлы продали души сатане, поэтому их музыка стала настолько популярной. Не думаю, что дьявол обладает властью подчинить музыке миллиарды людей. По сути, его власть иллюзорна. Кроме того, дьявол – отец лжи, он все время обманывает, не исполняя своих обещаний. Для русских же людей битлы сделали больше, чем для своих соотечественников и всего Запада: на их песнях выросло целое поколение людей, которые больше не желали жить за стеной, отделявшей их от остального мира... Знаете, у апостола Павла в послании к римлянам есть слова: "Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? Вера от слышания". Когда мы услышали рок-музыку, получили доступ к слову, поняли, кто такой Ленин, пришли в храмы, встретились с замечательными священниками, тогда мы стали верующими. До прекращения гонений на Церковь что-то здравое где-либо, кроме храма, услышать было трудно. В нашем областном центре был лишь один храм, и кто-то еще должен был тебя научить ходить туда. А рок-музыку слушали все мои ровесники и если не отличали истину от лжи, то по крайней мере догадывались, что разница есть... Рок-музыка эту границу проводит очень резко. А попса ее стирает..."

Рядом с храмом о. Сергия небольшое двухэтажное здание. В нем размещены мастерские, где работают сестры, живущие при церкви. В самой маленькой комнатке на втором этаже – сколоченный из досок топчан и старенький стол, на котором возвышаются телевизор с магнитофоном. У одной стены – шкаф с православной литературой, у другой – полки с аудиокассетами и дисками.

"Это моя музыкальная коллекция, – смущенно говорит о. Сергий. – Не так уж и много, правда?"

На мой взгляд, много. Даже очень. Чтобы прослушать все записи, не хватит месяца. "Битлз", "Лед зеппелин", "Аэросмит", "Дип перпл", "Пинк Флойд", Сантана... Русского рока почему-то совсем нет. А ведь о. Сергий с нашими рокерами дружит, ведет православную страничку на сайте "Армия "Алисы".

"В русском роке в большей степени, чем в западном, нагрузка все-таки ложится на текст, – объясняет священник. – А я включаю музыку только в те минуты, когда валюсь с ног от усталости, и мне некогда вдумываться в смысл песен. А у многих наших групп смысл песен серьезный, духовный.

"Алиса" – это и вовсе настоящее православное искусство".

Судя по всему, все, кто трудится вместе с о. Сергием при храме, в том числе пасмурные девушки в платочках, фаны Доктора Кинчева. "Вы слушали его последний альбом? – спросила меня сестра Галина и была огорчена моим невежеством. – Послушайте непременно! Там так много говорится о Боге!"

Когда-то Галина в свободное от учебы на филфаке время хипповала. Но в 1990 году поехала в Оптину пустынь, познакомилась там с отцом Сергием, только что рукоположенным, и эта встреча изменила ее жизнь.

Отец Сергий и сам обратился к Богу за несколько лет до встречи с Галиной и другими своими духовными детьми из старших.

"Огромным толчком к православной вере был для меня сюжет о блаженной Ксении Петербургской в телепрограмме "До и после полуночи" – он произвел на меня неизгладимое впечатление. Другой замечательной передачей был "Взгляд". Для ищущей молодежи в этих программах было много полезного. Сейчас над Горбачевым смеются, но я не постыжусь сказать, что наше поколение – дети перестройки. В прессе тогда появилось много публикаций о церкви. Часто писали об Оптиной пустыни, о старцах и великих людях, которые приезжали туда. В результате в монастырь хлынул поток молодежи. Летом в четырех километрах от Оптиной, на берегах озера Любви, разворачивались палаточные лагеря. Я тогда был послушником, и мы с моим другом отцом Мелхиседеком часто беседовали с отдыхающими. Сами знаете, там, где есть палатка и костер, обязательно будет гитара. Мы подходили, и я просил дать мне инструмент. Представляете себе реакцию, когда человек в подряснике вдруг берет гитару и начинает играть что-нибудь из "Дип перпл". А потом начинались вопросы о церковных канонах, о том, не противоречит ли рок-музыка вере в Бога. Мы объясняли. Многие из тех, с кем мы тогда беседовали, потом крестились. Некоторые даже поступили в семинарии, сейчас служат в храмах".

Проповеди на тему "Рок и Бог" сегодня отец Сергий произносит намного чаще, чем в бурные годы перестройки. В прошлом году Ярославский архиепископ Кирилл пригласил его выступить перед молодежью. Вместе со священником в Ярославль приехали столичные рок-музыканты. Стены местного ДК несколько часов сотрясались. Бабульки, узнав, что их внуки собрались на проповедь, в испуге крестились.

"Рок-музыка ставит перед молодым человеком вопрос о смысле жизни. Кто как не священник должен дать ему ответ?" – считает отец Сергий.

Смотрим видеозапись, сделанную в одном из московских рок-клубов. Музыканты нацеливают со сцены гитары в зал, ударник лупит палочками по тарелкам, внизу несколько десятков девчонок и парней вскидывают руки, прыгают и визжат. Вдруг музыка стихает. Из зала раздаются возгласы: "Давай еще!" Солист притягивает к себе микрофон и говорит: "К нам в гости пришел священник. Он хороший человек и хочет с вами поговорить. Просьба бутылками в него не кидаться!" Публика гогочет, полагая, что это шутка, однако на сцене действительно появляется коренастый человек в рясе, с крестом на шее. "Я хочу вас поприветствовать так, как приветствовали друг друга по всему миру хиппи в 70-е годы!" – восклицает он и вскидывает правую руку. Пальцы сжаты в кулак, кроме среднего и указательного. Виктория, победа. Зал ревет, над толпой взлетают руки с растопыренными пальцами. Дальше следует рассказ о советских временах, о том, как сажали за убеждения в психушки. И о смысле христианства. Какой-то парень возмутился было религиозной пропагандой, но на него зашикали: "Пусть чел выскажется!" И "чел" высказывается. Да так убедительно, что на последних словах ребята начинают скандировать: "Мы православные, мы православные!"

Церковное начальство к работе священника с молодежью относится в общем благосклонно, а вот его пожилые прихожане не разделяют увлечения отца Сергия роком. Прошлой зимой даже пожаловались на него патриарху. "В храме на Лазаревском кладбище я служу десять лет, здесь у меня дружный приход, а во втором храме, в Бибирево, где я всего лишь второй год, сложилась другая ситуация, – рассказывает отец Сергий, осторожно подбирая слова. – Знаете, есть особая категория людей пожилого возраста, которые, приходя в храм, начинают поучать остальных: "Ты не туда встал, не так зажег свечу..." Своими советами они только отпугивают людей от церкви. Поэтому я вывесил на дверях объявление, что на этих людей не стоит обращать внимания".

Ответная реакция не замедлила себя ждать: на имя патриарха была отправлена кляуза. К ней прилагались злополучное объявление, книга отца Сергия "Современная культура: сатанизм или богоискательство?", несколько аудиокассет и пачка фотографий группы "Алиса". К неудовольствию кляузников, оргвыводов не последовало. После чего иеромонах ввел в планы занятий в воскресной школе помимо церковных дисциплин курс игры на электрогитаре. В будущем он хочет открыть православный культурный центр, где могли бы выступать и рок-музыканты.

Можно было бы сказать, что неформальная миссионерская деятельность отца Сергия – адекватный ответ на запросы времени. Однако еще апостол Павел – тот, который сказал, что "вера от слышания", – разъяснял своим ученикам: с людьми, находящимися за церковной оградой, но проявляющими интерес к церкви, следует говорить на их же языке. Те, кто в церкви, слышали проповедь Христа о нравственном законе, а язычники – они "естеством закон творят". То есть поступают согласно зову сердца. Вот и отец Сергий ничего противоестественного в рок-музыке не видит. Ведь она выражает стремление плыть против течения.

Источник: http://www.newizv.ru/news/?id_news=11675&date=2004-09-20.

 

Проповедь в стиле рок

ГЕРМАН ПЕТЕЛИН, "РОДНАЯ ГАЗЕТА" № 8(94), 04 марта 2005 г., полоса 37

Проповедь в стиле рок. Отец Олег (Кузьмин) учит детей приемам самообороны

В КОНЦЕ 80-х СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ОТКРЫЛА ГРАНИЦЫ ПОЛЧИЩАМ ИМПОРТНЫХ ПРОПОВЕДНИКОВ ВСЕХ МАСТЕЙ. НА ИХ ФОНЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ БАТЮШКИ ВЫГЛЯДЕЛИ БЛЕДНОВАТО. СЕЙЧАС СИТУАЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ. СЕГОДНЯ ПОП В РОК-КЛУБЕ И С НОУТБУКОМ ПОД РЯСОЙ – ОБЫДЕННОСТЬ.

– Я хочу поприветствовать так, как принято во всем мире у хиппи, – кричит в микрофон священник и вскидывает правую руку в сторону прокуренного зала. Пальцы сжаты в кулак, кроме среднего и указательного. Молодежь восторженно орет. Это настоятель храма Святого Духа на Лазаревском кладбище иеромонах Сергий (Рыбко) читает проповедь в рок-клубе.

– Рокеры и панки – правильная молодежь, которая находится в поиске истины, – объясняет он. – Я тоже люблю рок.

"Тяжелой" музыкой отец Сергий увлекся в юности, когда хипповал, путешествовал автостопом и хотел стать барабанщиком. О бурной молодости ему напоминают записи "Лед Зеппелин" и "Пинк Флойда", бережно хранимые в келье.

Об увлечении священника церковное начальство знает и относится благосклонно. Недавно отец Сергий даже получил награду за свою деятельность от патриарха Алексия II – премию "Обретенное поколение". Теперь иеромонах мечтает об открытии православного центра, в котором могли бы выступать рок-музыканты. Дети в его воскресной школе помимо церковных дисциплин и молитв учатся игре на электрогитаре.

Проповедь в стиле рок. Конфессиональная принадлежность верующих в России и США

Протоиерей православной церкви из города Сапожок (Рязанская область) Олег Кузьмин знает приемы самбо, которым обучает своих юных прихожан. Он хочет уберечь молодежь от влияния уличных авторитетов. Пять лет назад Кузьмин открыл в городке воскресную школу. Но хулиганы стали обижать маленьких учеников, и батюшка вспомнил о молодости.

До рукоположения он учился в институте физкультуры и занимался борьбой. Поначалу отец Олег принимал к себе в секцию только учеников воскресной школы, но теперь он учит самозащите всех желающих. Тренировки проходят в спортзале, который священник построил своими руками.

Теперь батюшка в спортзале показывает приемы самбо и рассказывает о жизни святых. За отсутствие нательных крестов наказание – 80 отжиманий, за мат – 100, за курение – "отлучение" от секции. По средам и субботам в зале жена отца Олега матушка Ирина занимается с девчонками шейпингом.

В соревнованиях ребята участия не принимают.

– Достаточно того, что вырастут они сильными, – говорит Олег Кузьмин. – Ведь я их не борьбе учу, а стараюсь через самбо привести в церковь.

Отец Олег (Кузьмин) и отец Сергий (Рыбко) не одиноки. Сейчас в каждой епархии есть батюшки, которых священнослужители "старой закалки" называют "чудиками". Православными рок-концертами славятся Ярославль и Петербург. А в Кировской области поп-байкер гоняет на мотоцикле. В столице открылось православное кафе, где вместо стриптиза чаепитие с батюшкой, а дискотеку зажигает казачий хор.

Давно покорено церковью и виртуальное пространство. Достаточно в любой поисковой системе набить слово "православие", как тут же выкатится куча сайтов и форумов. На них можно узнать о правилах церковной службы, найти работу или православную невесту.

Фанаты мобильных телефонов могут запросто общаться на православных SMS-чатах. Наша церковь становится все более демократичной и осовременивается прямо на глазах.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Наши священники считают, что рок-музыка близка к религии

Владимир Лебедев, практикующий психолог

– Основная проблема любого идеологического течения, в том числе и всех мировых религий, связана с обновлением символики. Об этом говорил еще Юнг. Правила, выработанные сотнями лет, трудно трансформировать и приспособить к современности. Но католическая и протестантская церкви всегда опирались на то, что для воплощения цели можно использовать самый широкий спектр средств, в том числе музыку и спорт.

Православие более трепетно относится к цели, а потому и более ограничено в средствах. Что же касается проповедей на рок-концертах, то здесь все зависит от личности проповедника. От его умения разговаривать с людьми. При этом православный священник как раз в силу ограниченности выбора средств не может использовать сленг в отличие от западных коллег. Поэтому увлечь за собой аудиторию ему гораздо сложнее. Правда, наши отечественные священники считают, что рок-музыка близка к религии: из-за поиска смысла жизни, в котором находятся слушающие рок молодые люди. Особенной популярностью православных священников пользуются Константин Кинчев и Юрий Шевчук.

ЗА

Всеволод Чаплин, протоиерей, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата

– Священник может выступать с проповедями на концертных площадках. Все зависит от того, какая музыка на них исполняется и какая аудитория собралась в зале. Если люди пришли слушать и думать, то проповедь будет к месту. Но нельзя допускать того, чтобы батюшка стоял на сцене в окружении полуголых красоток.

ПРОТИВ

Михаил Родин, староста храма Всех Святых на Соколе (Москва)

– По церковным канонам даже заниматься спортом священнику не хорошо. Потому что спорт предполагает состязание, возвышение одного человека над другим. Выступления батюшек на концертах – тоже вопрос весьма спорный. Молодежь надо воцерковлять, но, по моему личному мнению, не все методы могут быть дозволены.

КАК У НАС

Русская православная церковь до недавнего времени строго придерживалась своих канонов. Участие в светских и спортивных мероприятиях батюшек не поощрялось. Впрочем, и сейчас РПЦ разделена на два лагеря. В первом молодые священники стараются свои мирские увлечения связать со служением Богу. Ко второму относятся те, кто считает, что люди сами должны приходить к Богу. Поэтому православные телевизионные проповедники намного сдержаннее своих западных коллег.

КАК У НИХ

Католические священники для привлечения паствы играют в баскетбол, употребляют на проповедях сленговые выражения, устраивают в храмах рок-концерты и даже показывают фокусы. Среди священнослужителей есть настоящие звезды. Священник Марсело Росси стал национальным символом Бразилии. Он ведет мессы-аэробики. Проповедь занимает пять минут, остальное время уделено упражнениям. Диски с его песнями расходятся миллионными тиражами. На проповеди Росси собирается до 1 млн. человек.

Источник: http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=16&tek=14843&issue=185.

© 2002-2016 Viacheslav Galychenko. Все права соблюдены.